Инновационная деятельность

С 2019/2020 учебного года учреждение участвует в республиканском инновационном проекте.

ПРОГРАММА

инновационной деятельности «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия» 2019-2024

Цель инновационного проекта:  повышение уровня  культуры межличностного общения у  воспитанников в современном образовательном пространстве в условиях государственного двуязычия посредством использования православных традиций и ценностей белорусского народа

Задачи:

  1. провести теоретический анализ проблемы  формирования культуры межличностного общения воспитанников на основе изучения научной и святоотеческой литературы;
  2. раскрыть педагогический потенциал духовно-нравственной  культуры в современных условиях, ее роль  в формировании культуры межличностного общения у воспитанников в условиях белорусско-русского двуязычия;
  3. сформировать  у воспитанников способность к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, гражданского самосознания, любви к Родине и белорусскому языку;
  4. разработать методические рекомендации по формированию культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия;
  5. организовать работу ресурсных центров, обеспечивающих психолого-педагогическое и социальное
  6. сопровождение, содействие в реализации инновационного проекта.

Пути реализации проекта:

  • теоретическая подготовка участников проекта;
    •  совершенствование методов изучения личности воспитанника и воспитателя дошкольного образования (систематическое наблюдение, беседы, анкетирование, диагностирование);
    • подготовка рекомендаций по внедрению модели формирования  культуры межличностного общения у детей дошкольного возраста

Принципы  реализации основных задач проекта:

  • Светский характер образования как соответствие действующему  законодательству Республики Беларусь.
  • Основной принцип духовно-нравственного воспитания – построение жизни на основе нравственного
  • совершенствования («Уклонись от зла и сотвори благо»);
  •  Принцип культуросообразности —  воспитание  строиться в соответствии с ценностями и нормами
  • национальной культуры, особенностями, присущими традициям нашего региона;
  • Принцип природосообразности —  воспитание  основывается на научном понимании естественных и социальных
  • процессов, согласовывается с общими законами развития воспитанника сообразно его психолого-педагогическим особенностям;
  • Принцип  гуманизации  заключается в коренном изменении характера взаимодействия и общения воспитателей и
  • детей, предполагающий ориентацию воспитателей на нравственное восхождение;
  • Принцип социального партнерства   предполагает совместное участие воспитателей, специалистов, родителей,
  • представителей общественных организаций,  Православной Церкви.
  • Принцип индивидуализации   предполагает разработку на основе современных научных исследований и широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие;
  • Принцип дифференциации и интеграции предусматривает  целостность и единство всех подсистем  работы для
  • решения следующих задач: развитие комплексного мировоззрения, чувства радости существования, т.е. психологическое здоровье, формирование начал личностного мировоззрения, базиса личностной культуры.
  • Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и
  • развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов.

Этапы реализации инновационного проекта.
Содержание работы на этапах.

Подготовительный и проектировочный этапы (январь — август 2019 года)

Цель:  создание психолого-педагогических условий для обеспечения качественной   реализации инновационного проекта.

  • Выбор темы инновационного проекта.
  • Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
  • Мотивация воспитателей на инновационную деятельность и создание группы участников проекта.
  • Изучение новинок литературы по теме проекта.
  • Получение консультаций у  консультанта проекта.
  • Создание модели  формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия.
  • Разработка и оформление проекта «Внедрение модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия.
  • Подготовка плана реализации проекта на 2019/2020 учебный год.
  • Создание творческой группы участников проекта.
  • Проведение обучающих семинаров, тренингов для участников проекта.
  • Издание приказа по дошкольному учреждению об инновационной деятельности, определяющего участников
  • инновационной деятельности и функциональные обязанности.
  • Определение содержания и форм мониторинга и внутрисадового контроля, форм отчетности, анализа и
  • оформления полученных результатов, форм коррекции, возможные риски и ограничения и путей их преодоления.

II. Диагностический этап (сентябрь 2019 года)

Диагностика:

  • готовности и мотивации воспитателей учреждения дошкольного образования к инновационной деятельности,
  • уровней профессионализма и компетентности педагогов;
  • уровней  воспитанности и личностного развития воспитанников, состояния их здоровья;
  • готовности методической и психологической служб учреждения дошкольного образования к организации и
  • сопровождению инновационной деятельности;
  • степени включенности родителей в педагогический процесс и глубины понимания ими сущности  проекта.
  • анализ и оценка полученной информации.

III. Основной этап. Внедренческий   (октябрь 2019 — апрель 2024 года)

Цель: реализация содержания инновационного проекта, практическое решение поставленных задач, разработка методических материалов.

     Реализация программы основного этапа работы.  

  • Развитие базовых идентификаций детей дошкольного возраста и повышение эмоциональной устойчивости.
  • Учёба и самообразование участников проекта. Проведение курсовой переподготовки педагогических работников
  • по проблемам духовно-нравственного воспитания. Проведение индивидуальных консультаций, научно-практических конференций, семинаров по вопросам организации методического обеспечения воспитательной работы в учреждениях образования.
  • Внедрение программ постоянно действующих семинаров и лекториев по проблемам формирования культуры межличностного общения воспитанников и родителей.
  • Анализ достигнутых результатов и определение перспектив. Обобщение и описание опыта инновационной
  • деятельности. Подготовка методических пособий для воспитателей дошкольного образования и промежуточного отчета. Публикации материалов о ходе реализации проекта.
  • Регулярное информирование участников проекта о ходе реализации проекта.
  • Проведение итогового среза воспитательной работы.
  • Фиксация педагогическими работниками  в дневниках хода инновационной деятельности и промежуточных
  • результатов.
  • Информирование родителей о ходе и результатах реализации проекта.
  • Систематические отчеты о ходе реализации инновационного проекта на заседаниях педсоветов (два раза в год).
  • Укрепление научно-методической и материально-технической базы 
  • Коррекция и регулирование процессов. Стимулирование участников инновационной деятельности. Выявление
  • наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности. Организация обмена опытом. Ведение участниками инновационной деятельности педагогических дневников. Систематическая учеба (семинары, практикумы, рекомендации и т. д.) и самообразование по теме инновационной деятельности и по механизмам ее организации.

IV. Обобщающий этап (май 2024 года)

  • Цель: подведение итогов инновационной деятельности, анализ и обобщение результатов, разработка методических рекомендаций педагогическим работникам  по созданию необходимых условий для внедрения модели формирования культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия.

Анализ проделанной работы по реализации проекта.

  • Создание банка методических разработок по формированию культуры межличностного общения детей дошкольного и школьного возраста на православных традициях и ценностях белорусского народа в условиях государственного двуязычия.
  • Мониторинг влияния реализации проекта на  культуру межличностного общения воспитанников и их законных представителей
  • посредством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами. Итоговый анализ результатов инновационной деятельности, формулирование выводов.
  • Составление отчетов участниками инновационной деятельности и аналитической справки. Описание опыта и
  • оформление материалов. Проведение итоговой конференции. Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем коллективе.
  • Подготовка методических рекомендаций по внедрению опыта инновационной деятельности в широкую
  • педагогическую практику и их последующая апробация. Публикации о результатах работы, тиражирование опыта.
  • Подготовка общего аналитического отчета.

Формы  предоставления  результатов  инновационной  деятельности:

  • Отчеты о процессе и результатах по завершении каждого этапа инновационной деятельности на заседаниях
  • педагогического совета, родительских собраниях.
  • Творческий отчет участников проекта по окончании инновационной деятельности перед педагогическим
  • коллективом дошкольного учреждения.

Возможные затруднения:

  • напряженный ритм работы, который может обусловить недостаток времени для занятий инновационной работой.

Основные направления реализации проекта.

Работа с
воспитанниками  
Работа с
педагогическими
кадрами
Работа с
родителями
Развитие знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами проекта Разработка
стратегии и
тактики, овладение методологией, теорией и практикой, создание учебно-воспитательных комплексов, обеспечивающих реализацию проекта
Ознакомление
родителей с содержанием инновационного проекта и привлечение  родительской общественности к совместной работе по его реализации
Специально-организованная деятельность Деятельность
методического
объединения и
творческих групп
Родительские
собрания,
конференции,
форумы
Кружковые  занятия   Работа по
самообразованию в рамках реализации инновационного
проекта
Постоянно
действующий клуб для родителей
Экскурсии  и паломнические поездки Обучение на
целевых  курсах повышения
квалификации при АПО и ГОИРО
Участие
родителей в
мероприятиях
проекта (изучение ист. своего рода и т.д.)
Психолого-педагогическое сопровождение реализации проекта
Взаимодействие с
государственными
организациями, детскими объединениями, другими заинтересованными институтами, принимающими участие в воспитании детей
Сотрудничество с церковным приходом и священнослужителями, изучение семейных традиций,  паломничество
Взаимодействие  со СМИ

В рамках инновационного проекта в учреждении проходят различные мероприятия:

День рождения группы
Покрова
Рождество Христово